Top

Юго-Восточный ВелоКазахстан 28 апреля-14 мая 2017 (часть 2)

Пятый день похода. С утра прошли еще раз вдоль каньона, возвращаясь наверх на этот раз по лестнице, а не по крутому каменистому спуску. Наконец-то надели футболки.

Ваня с Ириной бубнили на философские темы. По обе стороны бегали зайцы, курочки, хомяки.

По плану сегодня заглянуть в реликтовую ясеневую рощу. Роща, как оказалось посещается по Чарынским билетам, вход действует сутки. Долго искали въезд в рощу, везде знаки СТОП, проезд закрыт. В поисках въезда по дороге встретили пару велосипедистов из Новосибирска. Они нам рассказали про Алтын-Эмельский заповедник, что их напугали сторожевыми постами и они заехали с официального входа, хотя по-сути можно пробраться везде нелегально. Мы в свою очередь рассказали, что пришли со стороны Тургенского ущелья, которое перекрыто, рассказали о снегах и о том, что, возможно, им туда не стоит соваться. Обменялись билетами — они нам от заповедника- мы им от Тургенского, на всякий случай. В планах Заповедник значится лишь в воображении, но по времени вроде пока идем с запасом и есть возможность там побывать. Новосибирцы посоветовали горы Актау непременно. Ну а мы продолжили искать вход в ясеневую рощу, натолкнувшись на смотрителя, который отправил нас к голубым воротам. Там мы увидели какие-то беседки и дачи в реликтовом месте, сварили борща, помыли волосы. Неугомонные, поехали снова искать огромный Ясень, нашли его после встречи еще с одним смотрителем, обломанное дерево, не столь популярное какое мы искали. Сначала, попытались обхватить впятером какое то левое дерево, офигели от колючек акаций. Вова отпилил дубинку от упавшей ветки ясеня. Тищенки набрали колючек. Какой то разброд- все занимаются гербарием, а нам ехать еще и ехать.

Впереди много асфальта, покупка литра бензина, налитого в стальное ведро. Продукты решили не докупать и не заезжали в Чунджу. Всю утреннюю и борщевую раскладку везем с собой из Екатеринбурга, а также хлопья гречневые на ужин, запеченые мюсли, американское ореховое масло (пинаты) и виталад, все то, что не нужно варить и что позволит не тащить с собой много бенза. Вскипятил в кастрюле воды, залил каждому кашу и тут же заварил чай в оставшейся воде. Встали на ночевку на отворотке возле реки, ночь теплая, Вова спит вне палатки- раздолье! Серега ночью ходил по делам, ушел в сторону дороги и возвращаясь напугал его — «мужик ночью с дороги идет!» Почти каждую ночь кому-нибудь да приснится еда, застолье. Программистам снились баги и апокалипсисы. Мне, помимо еды, опоздание на самолет и вроде бы опять медведи, чьи следы мы впоследствии видели в реальности, спускаясь с гор.

С утра по 45 гр каши на каждого и вперед к ДУКЕНУ мечты. Не доезжая шикарного сельского маркета, встретили французов, которые год путешествуют через Китай. Им осталось еще несколько месяцев до возвращения домой, впереди Лаос, Вьетнам. Второй раз слышим про этот маршрут от французов. Но чето ниче не поняли точно откуда и как. Европейцев отличает жесткая вилка, стальная рама, обвес и цивильный вид, как на прогулке. Российские велосипедисты по асфальту шпарят на горном веле, в надеждах что будут грунты. Предложила им таблетки изотоника, который мы в этот раз впервые употребляли регулярно и с удовольствием, но после года вкручиваний им магнезия уже была не нужна.

Итак Дукен мечты в Таскарасу. Купили тандырных лепешек, лука, коньяка, чая, кураги. Стали в день съедать по головке лука, расходилась на ура в любой прием пищи. Стояли и точили пломбир закусывая лепешкой, кормили котика. Дед-казах на кассе сказал что вчера французы тут были, ну да мы только что с ними виделись.
Ехали по новой, супер-трассе, сделанной китайцами, никакого асфальта — сплошное заливное полотно без стыков, но с прорезями, чтобы дорога не разрушалась. Это какая то 3 д печать дорог. Граница с Китаем- рукой подать и видимо китайцам надоело чинить свои фуры от разбитых казахских дорог.

Встречный ветер заставлял держать скорость и садится на колесо впередиедущих. Так мы прогнали километров 20 сменяя друг друга. Ирина такой загон и игру в шоссеров не поддержала и ехала в своем темпе. До этого провели эксперимент и лишили ее почти всего баула и пенки, время отставания сократилось с 15 минут до 5ти, но Ирина настаивала, что это не панацея и это не сказывается на скорости. Итак время принятия решений — едем на перевал или в Алтын-Эмель. Решили день потратить посмотреть горы Актау, как раз еще отдалив решение о перевале. Заехали в поселок, нашли трубу с артезианской водой, чем вызвали любопытство местных школьников. Дети не наглые, не пристают, здороваются и хотят пожать всем руку. Приятные и воспитанные, в школьной форме. Сказали что это не ослы, а ишаки, засмущались и разбежались от фотографа. Сготовили очередных борщей и направились вдоль реки Или по тропе из отчета одиночного велосипедиста. http://www.e1.ru/talk/forum/read.php?f=94&i=400869&t=400869

Сначала виды саванны вызывали радость, была более менее дорога, светлая солончаковая почва на солнце превращалась в ад для глаз. Началась нестерпимая жара. В такую жару комары и мошка стаями роились вокруг нас. Хорошо что взяли с собой спрей от клещей и насекомых, стало более менее сносно. Но потеряли дорогу. Вдоль реки Или, называется она наверное так за свой илистый цвет, обрушились целые берега и приходилось выбирать тропы. Продвигаемся медленно и печально, понимаем, что Новосибирцы не могли ехать такой дорогой и потом с вдохновением рассказывать о горах. Я все чаще предлагаю возвращаться, потому что так мы потратим дня три на поиски и выбирания отсюда.

Наткнулись один раз на сторожевой пост- лаяла собака, мычала корова, но смотрителя не было на месте. Пару раз бархан преграждал, казалось бы, наезженную машинами дорогу, а дальше куда? рядом болото со стрекозами. Стрекозы едят комаров и мошкару, я им подкидываю корм, отгоняя от себя гнус.
Периодически раздаются булькающие звуки там где камыши, пустыми трубками соприкасаются с водой, называем это поющий бархан (пьющий бурхан). Серега не верит и говорит что  это пустая бутылка от коньяка у меня издает звуки.
Мы все еще не можем выбраться на нормальную дорогу. Темнеет, достаем фонарики, пытаемся доехать до мифического места ночевки, отмеченного на карте, чтобы утром сходить в радиалку на горы. Упираемся в болото, пока Вова ушел на разведку, Серега снова принимает на себя удар разъяренной и уставшей толпы, разразившейся речью негодования сквозь кваканье лягушек. «Вам что на работу завтра? Мы гуляем! Поход это всегда дух авантюризму» В итоге вернулись до речки и поставили палатку.

Вода заканчивается, пить нечего кроме как коричневую воду после кипячения, с утра она более менее отстаялась. Я в тот вечер так и не поужинала, без сил вырубилась. На утро увидела мужика, недалеко от нашего лагеря. Через полчаса подъехала машина — все напряглись и стали придумывать планы про то, что мы делаем в заповеднике.
Мужики были нам так рады! еще бы, ведь это были пьяные браконьеры. Сказали, что вчера пересрались увидев 5 фонарей в болоте. И сегодня не спешили ехать в нашу сторону. Рассказали как добраться до нормальной дороги до Актау, сделали нам путевые метки, заграждая бревнами неверные отворотки.
Доехав до развилки, скинули баулы, чтобы налегке скататься до туда. Учитывая, что туда-обратно 35 км, а воды мало и времени тоже, снова поднимаю вопрос о том что за 3 часа туда обратно не вернуться, с нашей скоростью это нереально. Итогом Вова с Серегой угнали до Актау, а Ваня пошел исследовать барханы с которых мы насладились прекрасными видами гор, следами зверей и змей, большими клещами, ползающими по песку. Увидели весенних зайцев, занятых воспроизводством. Поспали в тени деревьев. И точно, через три часа возвращаются красные обгоревшие гонщики саванны. Улизнув из под кремово-загарной опеки, сознательно обрекли себя на страдания. С тех пор, дабы уберечься от ожогов, Вова одевал на руки черные чулки с кружевами тире наколенники. Мы бы так не смогли уложиться. Рада что Сереге удалось умотать Вову в этот день, 70 км с баулами, 35 на легке. Едем и мечтаем о воде, видим поливалки в яблоневом саду, разбрызгивающие прекрасные струи, но все это за высоким забором.

Возвращаемся к нашей артезианской трубе в поселке уже по НОРМАЛЬНОЙ дороге. Если бы мы только ее нашли сразу! Борщ по жаре по расписанию. Выпили по несколько кружек воды разом. Ишаки вокруге продолжают множится, издавая перед этим предупреждающие звуки, чтобы избежать лягания сзади .

Но как же всем захотелось на перевал, без клещей, комаров и этой 36 градусной жары без воды. Нашли магазин, попросили соли, купили лапши и водки, перелили в пластиковые бутылки, на глазах у детей, вернули тару в магазин. Доехали до Коктала, купили коньяка и сладостей. Вечер пятницы чувствовался даже в казахском селе. Пьяный майор на лексусе резко вывернул на встречку, прямо на Ваню. Поскорей убраться отсюда, докупили литр бенза, чтобы без забот чувствовать себя в горах. Заночевали в степи, недалеко от поселка.

8 день пути, забираем в горы опять какими-то тайными тропами

Впереди река, опять брод проще пареной репы, в воде находим бедренную человечью кость. Автомобилисты, приехавшие сюда на мужской пикник с интересом смотрят на наши перетурбации и перетаскивания велов, спрашивают хороша ли водичка, просят сфоткаться. Про перевал Угентас никто не слышал и что там никто не знает. А нам туда. Пересекли брод и сразу встали на обед у родника справа, где бетонные конструкции. Вода оказалась минеральная, чай сваренный на минеральной воде стал бурно реагировать и подниматься хлопьями. Подъехали двое на квадриках, сказали что на перевалах снегу по грудь, где Угентас тоже не знают.

Самое сильное впечатление дня- встреча с 70-летними казахами. Они как раз едут обустраивать летнюю юрту, везут с собой все барахло и хозяйство, рады были нам неимоверно, скорей фоткаться и вспоминать Советский Союз. А нам с Ириной дали козликов, мой черный кусался, бабуля его придерживала. Белый был несказанно похож на Юкки, Ирина расчувствовалась, заскучав по своей собаке. Еще подъехал джигит, прогнал галопом табун лошадей на камеру, рассказал, что бывал в Свердловске, а тут красота, живет в доме неподалеку.

Забираем правее, опять дорога ушла не туда или мы ушли не туда. Прежде чем пройти простенький перевал, перевалили несколько раз до него через множество холмов. Решили назвать лже перевал Дукен-1.

Наконец вырулили на грунтовку, по которой ездят в горы джипы. Спрашивают куда идем — на Угентас- и молча закрывают окна и уезжают. Дошли до места ночевки возле речки. Вода мутная. Но наутро обнаружили в 10 метрах родник, впадающий в реку. Пили хорошую воду. С вечера начался дождь, спали в палатке, пережидая его до обеда. «И какие у нас перспективы?», спрашиваю я спросонья.  «БАУРСАКИ у нас в перспективе»,-отвечает Вова. Два главных слова похода Дукен и баурсаки. Что такое баурсаки никто не знал, я сказала что это что-то вкусное и посыпанное сахарной пудрой. В итоге узнать что это и купить баурсаков стало навящевой идеей всего похода.