Top

Юго-Восточный ВелоКазахстан 28 апреля-14 мая 2017 (часть 1)

На этот раз на майские праздники выбор пал на велопоход по Юго-Востоку Казахстана.


Трек https://www.google.com/maps/d/viewer?mid=1OQ_KlYeHSmYJZAoptpZjySvJGQA&ll=43.80446925030964%2C78.39860878419131&z=9

Трек с высотами http://www.gpsies.com/map.do?fileId=zhitrbliuxakqxah
Итоговая сумма в рублях
Билеты в обе стороны на самолет ЕКБ-Алматы 10 000
Питание+ вход в чарынских каньон+ тургенское ущелье 4000
выброска Шенгельды >> Алматы 3800 (на пятерых)
15 000 на одного

В прошлом году посмотрели на веломайский маршрут велоклуба Multy-Team (шли по их маршруту), начитались еще массу отчетов, в том числе турклуба Романтик, узнали про Чарынский каньон и захотелось посмотреть на это своими глазами. Пятерка участников собралась в поход третьей категории сложности. С нами Вова и наши велоновички: Ирина и Ваня Тищенко продолжают ввязываться в авантюры. Потренироваться перед походом не случилось, за исключением одного пробега на 50 км в окрестностях. Поэтому сразу разбираем и упаковываем велосипеды. Накануне заказали антипрокольную резину с ChainReaction, а новички обзавелись всем необходимым снаряжением, в том числе контактными велопедалями, памперсами. Прогнозы на наше время пребывания неутешительные- снега и дожди. Теперь сто процентов берем неопреновые носки. Я, по уже ставшим традиционным рецептом, сушу мясо, Вова выверяет спирт в граммах, чтобы вписаться в 20 кг авиакомпании Air Аstana, Серега докупает 20 м альпинистской веревки (так, на всяких случай). Ну и это ощущение прокатит/не прокатит будоражит вновь по поводу багажа — что если опять багаж примут за велосипед. Так не хочется платить больше 50 евро за 2 стыковочных сегмента при полной разборке вела. Хотя на этот раз подстраховались, Ирина списалась с авиакомпанией и узнала, что запчасти от велосипеда не считаются велосипедом. Везем пять штук 20 килограммовых запчастей для велов, но до последнего договариваемся всуе не упоминать слово спорт, велосипед, колеса, тренажеры. Погрузившись четырьмя участниками и велами в одну машину приехала в Кольцово где Вова уже ждал нас. На регистрации выставляем меня в качестве наивности и запрещаем Сереге вступать в споры и переговоры. В аэропорту все проходит гладко. Я сообщаю на вопрос что это, как бы припоминая — палатка, тент, каркас от палатки, спальник…Всех все устраивает. Даже запихиваю велобаул недюжим усилием в измерительную стойку для ручной клади. Полюбив такую замечательную авиакомпанию мы стали шутить и продолжать между собой описывать содержание багажа, отвечая на вопрос «что у вас там?» — «колесо от палатки, педали от палатки..» У Вовы, при регистрации, уточнили велосипед ли это. Он ответил что нет, туристическое снаряжение.

В дьюти фри купили Бакарди и Метаксы, но единая таможенная зона с Казахстаном отказалась оформлять покупку, если бы не взятый у иностранца посадочный. Рейс задерживается — это плохо. Стыковка даже без опоздания самолета всего 40 минут между следующим рейсом в Астане до Алматы и мы боимся не успеть, а как успеют перекинуть багаж- тоже не знаем.Прилет в Астану- думали будет транзитная зона- нет! нужно проходить паспортный контроль, скорей скорей просим пустить нас вне очереди, последние минуты посадки на наш рейс. Бежим на второй этаж, там наш алкоголь изымают (не настояли на нормальной упаковке при покупке) и записывают на меня, чтобы забрала на обратном пути, все же успеваем добежать и последними заскочить в автобус.

Алматы — прилетаем поздним вечером. Нас встретил Ванин брат, отвез ребят до магазина, купить воды, еды, поменять теньге. Курс 5.5 теньге к рублю. А пока идет сборка велосипедов на первом этаже под эскалатором в здании прилета. Я нашла шикарное место для ночевки под лестничной площадкой, где мы благополучно проспали до 6 утра. Старт 29 апреля. В городе приятно пахнет зеленью, влажный асфальт и с неба не льет. Виднеются горы в снегу и лес на склонах с утра тоже весь в снегу.
Купили 2 литра бензина не без приключений. Бензин в пластиковые бутылки не наливают, а металлической канистры на заправке нет. Кое-как уговорили налить бензин. Пообедали в кафе, отмеченной на треке прошлогодней группы. Жареный лагман с казахским коньяком три звезды всем пришелся по-душе. Тандырная самса мимо базара тоже разогрела организм. Стремимся В Тургенское ущелье. День долгий- километраж приличный. На вьезде в ущелье смотрители сказали, что сошла лавина и дальше чем Медвежьий водопад не проехать. Это просто кардинально меняет наш маршрут, пути объезда очень не вписываются в наши планы. После раздумий заплатили по 400 теньге с человека за въезд и решили посмотреть и разведать все сами.



Поставили палатку засветло, успев погреться под выглянувшим на время солнцем. Решили, что на утро Вова с Серегой разведают путь и там решим как перебираться через лавину. Первый день не обошелся без последствий: груженые, с кучей воды и жидкости, будучи на адреналине прошли 80 км. Ваня сдуру потянул связки чуть выше пяток и мучился последний десяток километров и все следущие дни. А после началось долгое и упорное принятие решения продолжать или сворачивать поход. Вход пошли фиксирующие бинты и разогревающие мази. У меня заболело правое колено, весь день шла на обезболивающем. Ваня терпел и не хотел облегчения боли, а мне было найз.




После водопада едем дальше. Это было непростое решение, но ожидалось много пешки и Ване так было легче справляться с болью, поэтому идем дальше. Лавина перекрыла дорогу, чуть не снесла мост на своем пути. Припасенная веревка пригодилась на второй день. Наши мужики поднимали баулы, велы и дев. Перелезли, прошли по плотному снегу и спустились по другую сторону. Мы думали, что это будет самым ярким впечатлением дня, но это было только начало.




Продолжаем путь по каменистому ущелью. С другой стороны к лавине подбирается техника и расчищает завалы. Только хозяина техники не нашли. Путь забирает вверх по грунтовке. Время обеденное, но погода не сулит отдыха. Встаем под раскидистой елкой, прячась от снега и на обед у нас виталад. Впоследствии по традиции самые сложные дни преодаления перевалов у нас были без горячего обеда. Время ценный ресурс- а перевалы и спуски с них быстро не заканчиваются.







Такие красивые елки в снегу и ни души. Как хорошо что не дождь, а снег.
Забираемся на перевал 2500 м. Вова впереди. Погода портится и вот мы уже не видим его за очередным витком серпантина. На мгновения показалась обсерватория на Плато Ассы. но ее быстро затянуло метелью.







Последний радостный момент, не доходя до перевала, связан лишь с тем, что Вова натянул пакеты на ботинки замотанные скотчем, изображая пленного немца. А дальше фотографий нет. На перевале сильнейший ветер в спину (хорошо что так) и снега выше колена. Видимости никакой, вечереет, а мы еще не начали спускаться, вниз идет пологий спуск и мы слишком медленно сбрасываем высотую. Ваня идет первым, а я проваливаюсь на каждом шагу по бедро, это меня расстраивает еще больше, вытягиваю себя, опираясь на вел и боль отдает в колене. Стало страшно, что не спустимся и всех заметет нахрен, тогда случилась истерика. Спускались несколько часов по снегу, пересекали по воде ледяные реки. Не подготовились и не одели неопреновые носки и сами не оделись вовремя перед перевалом — перемерзли. Я попробовала развязать ледяные шнурки и ботинки, переодеться в неопрен, но справилась только с одной ногой. Если остановиться, то вода и снег мгновенно замерзает на тормозах и вел невозможно сдвинуть с места. Поэтому, если парни еще сооружали какие-то переправы из камней мне нужно было срочно идти по воде и не останавливаться со своими ви-брейками. Взошла луна, а мы еще не спустились даже на 2400. уже на спуске случилась истерика у Ирины. Перед этим мы шли вдвоем и Ирина спрашивала меня про реальность обморожений. Чувствуешь пальцы значит все ок, говорю я. И находим лишь утешение в замороженных подснежниках, на которые реагируем весьма матершинным образом. Девочки сегодня отжигают. Но поставить палатку не вариант, между гор образовывается труба из ветра и от него не спрятаться. Наконец дошли до первой прогалины травы, без снега. Завернули за гору и нашли почти безветренное место, быстро переоделись, Оказывается дошли до места, где ночевала прошлогодняя группа. Сережа как и всегда сготовил ужин на горелке. Вова как и всегда проследил за здоровьем группы. Впредь исправно делал из нас людей по три раза в день- утром, днем и вечером, чередую коньяк, спирт и водку. Всем стало ясно, что на второй перевал через несколько дней мы не хотим по таким условиям. Поздняя весна и большое количество снега заметно отличались от прошлогодних описаний сотоварищей. Но все еще может поменяться. Задача на ночь- не замерзнуть. Состегнули спальники, влезли во все свои велочехлы и удивительно хорошо пережили минусовую ночь. На утро река покрылась слоем льда. Стали ждать солнца чтобы разморозить переключатели и тормоза, подсушили носки, устроили балаган рядом с ограждением, защищающим от ветра туалет.



Снега становится все меньше, земля сухая, едем, заглядываясь на толстые тушки сусликов. Свистят и шныряют в свои норы. Встретили местного жителя, который 8 месяцев здесь живет и в связи с затянувшейся зимой мы были первые, кого он увидел. На обед пересекли речку, без усилий и течения, перебродив ее в нескольких местах по колено, поставили вариться обеденные сушеные борщи.






Дальше следовал спуск в перемешку с качелями по каменистым грунтам и красивейшие виды скальных выветриваний. Где то на очередном холме Серега внезапно ломает петух у заднего переключателя. Если бы не было запасного, считай приехали, а так обязательным условием было каждому взять по петуху.
Ирина и Ваня периодически падают, забывая выстегнуться из педалей. Опасно, однако, надо быть осторожней.







Внизу речка, но время для стоянки еще раннее, а впереди перевал. Взобравшись на половину перевала возникают мысли и рассуждения, а не вернуться ли к речке, но впереди отмечен родник между перевалами, и лучше конечно пройти дальше. Продолжаем ползти. На мгновенье небо разъяснилось и показало осенние горные пейзажи. Вова, Серега уехали на разведку, добыли воды и заприметили место под палатку в защищенном от ветра закуточке. Мы напялив дождевики мерзли и мокли, попинывая и расчищая навоз на бесперспективных, продуваемых всеми ветрами площадках перевала.






Перед сном достается аптечка, бальзам, леденцы от кашля, всем желающим натираются ноги для профилактики. Вова ночью замерз (вековский однойслойный спальник), на утро ушел от лагеря на солнечный участок собирать вещи. Мы все еще ни разу не сняли зимние термухи ни днем ни ночью. Спальники однослойные Freetime Micropak 900 в состегнутом состоянии справлялись намного лучше, тем более у Вани и Ирины они новые. Серега ежедневно встает в 6 утра, кипятит воду и дает нам пару минут чтобы мы успели разложить кашу ноль минут варки по тарелкам, в палатке. Три глотка водки под горячее и сегодня завершение перевала и долгожданный спуск к озеру в населенку к дукен-магазину. А еще тюльпановые поля по дороге.












Вот виднеется озеро. Шикарные спуски. Правы те, кто едет против часовой стрелки по маршруту. Не представляю, зачем большая половина походников забрасывается до Сары-Озека и едет по часовой стрелке. Любопытные лошади всем тамбуном на радостях сорвались нам навстречу, но разглядев нас поближе резво сменили курс. Прикормив одноглазого пса виталадом, он еще долго бежал за нами. Дул сильный боковой ветер. Заехали в Кокпек, закупились макаронами, сникерсами, сгущенкой. Поели лагман в самом большом кафе. В счете были указаны 10% чаевых- взамен Серега сгреб всю острую приправу, которой радовались весь оставшийся поход.






Едем в Чарынский каньон. Ветер в спину и мы быстро домчались до него. Сначала асфальтовая дорога, где проезжающие автомобилисты угостили нас козинаками. Казахи дружелюбны, но любят много пибикать, подъехав близко, чтобы им уж наверняка помахали. Это напрягает. Дальше ветер нес нас по грунтовым дорогам с элементами тракторной колеи, вытрясая из нас всю душу и кости на этом грейдере.
Заплатили за въезд по 700 теньге и поехали сверху смотреть на предзакатный каньон. Безумный ветрище сбивает с ног, а ограждения не предусмотрены, тут вам не европа. Нагулявшись, поехали вниз каньона, доехали до реки, народу еще мало в кемпингах, поставили палатку недалеко от голландцев. Но сил вести беседы уже не было. Сварили макароны и стали обсуждать дальнейшие планы. Вроде отогрелись, и высота следующего перевала была 2150, что все-таки внушало надежды на менее глубокий снег. Всем конечно все понравилось но повторять такое не хочется, тем более там снега и броды, сказал Ваня. Вопросы зачем и для чего было принято оставить для решения на следующий день. Никто не хочет треша, но не проверив не узнаешь, как оно там. Если бы мы поверили, что невозможно перелезть через лавину — мы бы ничего не увидели и не испытали. Перевал еще через 2 дня и сложно что-то решать сейчас.







Продолжение следует