Top

Байкал на коньках 2015


Предисловие.
2 года назад мой друг был на Байкале зимой. Преодолевал на коньках несколько десятков километров ежедневно в составе большой группы. Тогда это казалось мне безумием, и вообще сумасшествием.
Я недоумевала как такое возможно! – весь день находиться на коньках (когда, помню, покатавшись всего 2 часа на катке ноги тебя не слушаются), спать на льду и так в течении недели. Но те красоты, которые я увидела на фотографиях после, необыкновенный и разный, чистейший лед поразил меня и запал в душу. Видео с того  путешествия здесь https://youtu.be/KJYjpKtkTAM
И вот когда мы уже с ним начали жить вместе, неожиданно я предложила, а не поехать ли нам на Байкал на коньках вдвоем, а может втроем, или вчетвером с друзьями– мобильной проверенной группой, с которой совершили наш велопоход по Черногории. Ради такой красоты и впечатлений я готова на все. И с января началась подготовка.
Трек маршрута, видео выложены в конце истории.
Подготовка.
Первым делом с чего следовало начать- это купить мне коньки. Каталась до этого я в совокупности несколько раз, а было это очень давно. Решила купить так называемые фитнес коньки, мягкий ботинок, пластиковый каркас — удобство и комфорт прежде всего в диких походный условиях. Кроме того проблема с постоянным замерзанием ног, благодаря утепленному ботинку, решилась сама собой.

Нашла бесплатный днем каток и накатывала часы. Начали тестировать оборудование на выходных вечерних тренировочных сборах, конечно дополняем тренировками в зале в нашем клубе единоборств http://www.rang-e.com/ для подготовки тела и духа. Готовятся четверо, практически половина Черногорской вело банды: Вова, Саша, Серега и я. Отчет о велочерногории здесь http://unforgiven-2012.livejournal.com/2391.html
Своим появлением на катке мы вызывали бурный восторг среди местной детворы, которая мигом смекнула, что их могут беспрерывно катать. Начались нешуточные бои за права прокатиться в нашем корыте. Сергей решил апгрейдить пластиковые корыта для рыбаков, усилив их заклёпками и алюминиевыми полосками на дне.


Вовино корыто хэнд мэйд, с титановым листом внизу. Весило оно в 3 раза тяжелее, но показывало значительную стабильность при движении и надежность. Мы в свою очередь смотрели как ведет себя «корыто» с полозьями и без, сколько можно увезти детей в нем, плюсовали вес. Проверяли хорошо ли заточены палки, не давит ли пояс, за который оно пристегивается. Вымеряли оптимальную длину веревки, подбирали ходовую одежду, защиту для локтей, коленей, шлем. При всем при этом уже на Байкале нам потребовалось доработать полозья для лучшей проходимости.
Ночевать нужно будет в обычной летней палатке, не теплые ночевки!, соответственно добавили кусок ткани к тенту — «юбку», чтобы не задувало. Я купила шуршащие спасательные одеяла из фольги на всякий случай.
Кроме всего прочего была задумка использовать кайты для нашего похода. При нужном направлении и скорости ветра, можно было в день проходить от 50 км и выше. Вариант с применением надувных кайтов, на которых мы катаем по снегу, имел несколько спорных моментов. Во-первых, при весе оборудования от 25 до 45 кг (имеется ввиду мое и Серегино барахло) добавлять к этому еще 5 кг (кайт, трапеция, планка, насос) было непозволительной роскошью. Во-вторых, минимальный размер кайта который у нас был 9.5 м2 хорош для снежных покровов и уральских ветрах, а для коньков и неизвестности Байкала мог быть непригоден. + беспокоила сохранность кайтов и строп на льду, а так же умение кататься с кайтом на коньках.

Решили сшить кайты сами, что давало неоспоримое преимущество в весе. Выбрали самую нетрудозатратную однослойную модель, и начались закупка ткани, строп и ночное шитье двух моделей кайтов NASA_5 3.5 м2 и NASA_9 4.5 м2. Тестирование происходило как правило во дворе дома, где ветер кажется дует всегда))) так что невозможно открыть двери подъездов. Тогда же были даны азы управления надувным кайтом Вове на ближайшем озере Шарташ. Остальные уже умели кататься. Ссылка на видео с дня обучения https://youtu.be/4iQiVZQQ1fs

Накануне отъезда до нас начали доходить сведения что с Байкалом в этом году что-то странное творится, что не замерз, что тонкий лед, что уровень воды понизился и те, кто отправлялся туда с группами до нас, сокращали втрое планируемый маршрут. Но отступать некуда, надо все увидеть своими глазами.

Планировали добраться на поезде до Иркутска, доехать на автобусе до Листвянки, откуда начать свой путь и завершить его на Ольхоне, в Хужире. Весь поход рассчитывался как автономный, без ночевок в населенном пункте. Сделали раскладку продуктов на 9 ходовых дней. Хотели проехать больше 200 км. Ну а там как получится, поэтому на обратный путь мы не купили билетов.

Накануне отъезда Саша сдает билет — теперь нам нужно хорошо есть в походе, за четверых. Не переупаковывать же продукты!

Поехали! В поезде не ездила очень давно. Как бывает приятно почитать книжку, поспать три ночи, отдохнуть от всех приготовлений и напряженного рабочего графика накануне. Так далеко в Сибирь еще не забиралась.

Морозным утром приехали в Иркутск. С третьей попытки удалось сесть на нужную маршрутку с нужной остановки, чтобы добраться до автовокзала, где следовало купить билеты на ближайший автобус до Листвянки. Почему-то у местных жителей имеет место быть привычка говорить противоположную информацию. Усвоив это всякий раз опрашивали несколько человек. Удача нам благоволит и даже с рюкзаками нам это удается сделать, автобус через 2 часа, фуф билеты достались. Прибыли к месту выхода на лед около 13.00, по Иркутскому времени, разница с Москвой + 5 часов.

Впечатления.
Первое что увидели- Лед есть! Правда какой-то 10 сантиметровый, но руководитель успокаивая себя говорит, что это оптическое преломление и нам кажется)))
Столько криков и эмоций от вида прозрачного тонкого льда, где под тобой возле берега видна галька, а чуть отъедешь и уже бездна! (глубина Байкала 600-1700 м.) Подо льдом плавают рыбки. Лед настолько блестящий что кажется будто едешь по воде. А на противоположной стороне заснеженные вершины гор.



На пути первые трещины с водой, Вова получает первое крещение, провалившись в нее одной ногой, не поверив, что кромка льда возле такой трещины обваливается под собственным весом.

Главное отслеживать чтобы не проехаться по луже воды, которую вытеснило на поверхность. Жутко страшно ехать первой, поэтому все время старались ехать по следам друг друга. Впереди торосы- нагромождения глыб льда, нужно забирать подальше от берега.




Лед можно лизать.

Видно камни.





Будучи здесь второй раз, Сергей уже понимает, что это будет не просто прогулочка. Добавляет ощущений ко всему этому постоянные звуки большого барабана. Будто бы все шаманы бьют в огромный бубен, где поверхность Байкала как тонкая натянутая кожа. Звук появляется и расходится по сети трещин.


Байкал дышит, он живой. Если летом приехать на озеро, где много отдыхающих- то все время будут слышны басы местной дискотеки — примерно такой раскатистый бас прокатывается с заметным пульсирующим постоянством. Едешь, лед трескается под тобой, где-то проступает вода и льдины немного проваливаются в нее. Решили через свежие трещины перебираться со страховкой в связке. Первый день было страшно мне, второй день уже всем. Ехали быстро, останавливаться и отдыхать не хотелось вовсе, когда под тобой расходятся трещины.

Разве что можно отдохнуть после пробираний через поля взъерошенного льда.


Байкал на всем протяжении устраивал нам лабиринты из торосов. Чтобы не попасть в ловушку из нагроможденных двухметровых льдин, впереди идущему приходилось высматривать в подзорную трубу дальнейший путь и прокладывать маршрут с наименьшим содержанием глыб и трещин, насколько это было возможно.


Планировалось ехать вблизи от берега, но все это непотребство уводило нас все дальше от берега, туда где толщина льда казалась меньше.
Чем больше дней группу отделяло от места высадки, тем толще становился лед. Если бы мы двигались в обратном направлении, от толстого льда- к тонкому, то, думаю, часть маршрута пришлось бы идти по берегу))). Чем больше продвигались вперед, тем становилось холоднее и ветренее.
На обеде встали возле острова Пеликаний. Гнезда птиц повсюду, забрались, осмотрелись.



Вот и обед на льдине подоспел.


Ежедневный ветер в спину благоволил нашему походу. Дух Байкала Бурхан давал нам погоду и крепкий лед, все что мы каждый вечер просили у него, угощая духов огня чистым спиртом.

Когда Парни залезали высоко  на вершины я отсыпалась на корытах.



В таких условиях ты мгновенно становишься язычником, потому что понимаешь, что все зависит от духов природы. Боишься не побурханить, ведь никто тебе здесь не поможет. Дух Байкала хоть и благоволил нам, но не давал расслабляться, постоянно подшучивал и показывал свою мощь, то штормовое предупреждение, то перелезания через торосы устраивал нашей компании, с ежедневными многократными падениями с синяками на локтях и коленях (даже через защиту).
Есть несколько разновидностей падений: конек попадает в трещину, корыто застревает в льдинах, спотыкаешься о перепады трещин, спотыкаешься о куски впечатанного льда на ледовых полях, корыто сбивает с ног, веревка запутывается о ноги или обрывается и как рогаткой запускает тебя в керлинг-путешествие. Был выявлен бугристый лед под названием массаж для пяточек.

Ни разу не упасть за день было большой удачей. Однако чаще всего случалось от 2-6 падений. Часто переворачивается корыто.

Увидеть катер на воздушных подушках было плохим признаком. Увидеть следы от шипов мотоциклов или машин было радостным событием — по ним и держали путь время от времени. Вот они.


Ночевать старались на берегу. Как и в прежних походах мужчинам удавалось найти сухару для приготовления еды на костре и обогрева, к тому же ночевать на земле как физически приятней, так и психологически спокойней.
Несколько раз ночевали на льду, когда не было возможности подойти к берегу через поля торосов.



Тогда палатка растягивалась на все ледобуры, потому что ночью могла быть буря. Готовили на газовой горелке. Утренний рацион — каша со сгущенкой. Днем шоколадки, галеты и хлебцы с салом колбасой, с сыром, сухофрукты с орехами (для типа вегетарианцев). Вечером макароны, гречка с тушенкой, уха. Ближе к седьмому дню путешествия холодный ветер казалось вытянул из меня всю энергию, на мне были надета уже часть Серегиных вещей и трое штанов, но я продолжала мерзнуть. Пришлось отнять у мужчин колбасу и перестать быть вегетарианцем на день. Если для выживания надо будет, то я буду есть мясо.
И вот спишь в палатке, всю ночь зажигает байкальская дискотека на льду, а под тобой раздается раскатистый треск. Тогда нам Вова рассказал, что бывалые полярники, когда откалывается льдина не выбегают из палатки в трусах, а прежде оденутся. Прислушавшись к совету быстро выбежали навстречу байкальскому утреннему солнцу.

К вопросу о совершении туалетных мероприятий на льду, почему то всех интересует этот вопрос. Рассказываю: удобней всего найти укромное место среди льдин, желательно чтобы они образовывали между собой углубление, либо с осторожностью использовать гладкую поверхность льда. Особым искусством было все это проделать на коньках, но это в крайних случаях.
По пути несколько раз встречали рыбаков, удалось купить омуля (6 рыбок 100 руб.), приготовить строганину, уху и запечь рыбу на костре на палочках.


Мужчины сослались на неумение чистить рыбу, делать строганину и варить уху. В связи с чем разработала новый способ очистки рыбы от чешуи. Достаточно смочить льдину водой (иногда ледорубом добывали воду), положить на нее рыбку и сделать депиляцию–вся чешуя примерзает ко льду.
Отдельного внимания заслуживают сны, яркие и запоминающиеся, которые были каждую ночь. Вова предположил, что Байкал — это Солярис, целый океан, который в ответ на то, что мы его беспокоим своим шуршание и скрежетом коньков, посылает нам разные жизненные сюжеты. Мне снились многие друзья и знакомые. Часто снилось что я голая, видимо потому что мне было временами холодно в спальнике))) А во сне кто-то нашептевал, что щас то мне покажут всю правду жизни. Все время снился теплый Тайланд.
О кайтах.
Интересно рассказать о нашей кайтовой составляющей путешествия.

Сшитые кайты были распакованы в первый же день под легкий ветерок, дующий вдоль берега. Это просто безумные кайты, маленькие шустрые, тяговитые. Вдоволь наразвлекавшись и нападавшись, отложили их до следующего раза. В очередной раз радовались продуманности нашего путешествия и тому что мы не взяли надувной кайт. Трещины с водой, торосы были бы очень опасны на кайтовых скоростях. Кайты нам не пригодились, но доставили кучу эмоций. Зато мы научились ходить по ветру без кайтов, достаточно было раскинуть руки или накидки для рюкзаков, и ветер нес нас со скорость 30 км/ч.

Ветер дул ежедневно, почти все 9 дней путешествия в спину, попутно, благоволя нам. С одной стороны было прикольно, с другой стороны утомительно и холодно. Чем ближе подходили к Ольхону тем толще становился лед, крепче ветер и мороз. 2 Дня ветер был такой силы что приходилось идти на тормозах, чтобы успевать следить за трещинами и перепадами. В такой из дней за место уже привычных 30 км в день мы проехали 45 км.
Тот день отличился штормовым предупреждением, встречные рыбаки отговаривали нас продолжать дальнейший путь.



Баня.
До выхода к Ольхонским воротам нам пришлось перелезать с корытами через торосы, намного выше своего роста – угодили в ловушку называется. Мат в помощь, меня затаскивали на льдины, вытягивая за стропу. А мне было страшно как бы все это не обвалилось с характерным звуком бьющегося стекла под нами. Звуки бьюшегося стекла при крушения льда мы называли «слон в посудной лавке».



На седьмой день пути мы прошли Ольхонские Ворота и я мечтала лишь об одном — о бане. И этот день настал. Завидев на полуострове Кобылья Голова домик, направились к нему.



Встретили хозяйку Ольгу, договорились насчет бани и ночевки в домике. В доме кухня, тепло, взялись за приготовление строганины и ухи из хариуса, добытого у рыбака часом раньше. Нам любезно дали картошки, лука, морковки. По традиции побурханили перед ужином. Шикарная уха получилась. Поделились рассказами, узнали, что это нас еще ласково встретил ветер Култук, а существа которые мы нашли вмерзшими в льдину оказались бокоплавами.


Баня готова- пошли отмывать 10 дневную грязь. Вова решил не нарушать традицию и ночевать на улице под звездным небом. Ночи были холодные (-15) с потрясающим звездным небом и новыми, до этого ранее не виданными созвездиями. Планетарий был открыт для всех желающих под спиртовые процедуры. Наутро его разбудили собаки грызущие рядом кусок снега. Подтянулись и мы посмотреть на Вовино пробуждение.
Позавтракали, собрались, распрощались с добродушными хозяевами. Обменялись координатами для последующих встреч.
О встречах.
На пути встретили группу немцев с проводником.

Они шли на
шипованных накладках, надетых на обувь. Один из них постоянно прихлебывал шнапс, пытаясь догнать группу. Радуясь встрече мы разговорились о пройденных километрах, красотах Байкала, о ночевках на льду. Всячески рассматривали и демонстрировали снаряжение друг друга, произведя фурор своей миникомпанией на коньках. Поехали дальше на наших лучших скоростях, демонстрируя явное скоростное преимущество. Правда через час, застряв на прохождении битого и колотого льда они нас догнали, но никто не посмеялся, кроме русского проводника, «что, конечки то не едут?».
До этого в Бугулдейке встретили двоих Питерцев, идущих на походных шведских коньках нам на встречу, ветер для них был все время в лицо. Встречали еще группу из Италии, Польши, Чили, совершающих прогулки по Байкалу на «кошках».

Окрестности острова Ольхон.
Лед вокруг Ольхона был самым худшим на всем маршруте, даже не имея торосов, но своим массажным эффектом воздействовал не только на мои ноги, но и на психику.

После теплой ночевки мозг отказывался адекватно воспринимать неожиданно встречный ветер, постоянно бугристый лед. Я не могла понять, зачем куда-то идти в том же темпе, когда оставалось пройти 30 км до конечной точки, можно ведь не торопиться. Однако Байкал не предсказуем, и может сменить милость на гнев когда угодно, поэтому нужно продолжать движение пока позволяют условия. Монотонность происходящего, палящее солнце, обветренное загоревшее и опухщее лицо, воспаленная кожа. Вот итоги 8го дня пути.

В этот день красоты вокруг уже перестали восприниматься с тем восторгом, прячась от ветра взгляд был направлен под ноги. Да, чувствовалась усталось и близилось завершение похода. Радовала виднеющаяся на маленьком острове буддистская ступа. Устремились на обед туда.


Вова соорудил свою штуковину)))


Еще покажу немного скал и гор.


Утром девятого дня быстро доехали до Хужира, теперь можно было спрятать вещи и пойти гулять по главной достопримечательности Ольхона — мысу Бурхан (вот он где оказывается), на который вход женщинам запрещается, ввиду шаманства какого-то.
Пойдя туда, мне как-то быстро захотелось обратно, закружилась голова и ноги перестали слушаться. Мужчины же продолжили осматривать Скалу Шаманка, в которой по преданию зародился Дух Байкала Бурхан. Наконец то поближе познакомились с обиталищем того, у кого просили перед ужином о погоде и крепком леде. 1,5 литра спирта закончились.

В Хужире нас встречали добродушные собаки. Все хотели угощения и внимания. Очень туристическое место, однако не сезон и большинство кафешек закрыто. Отведали национальные блюда: позы, загудай.
Пройдясь по магазинам купили картошки, кефира, зашли на разрушенный рыбзавод (который хорош для антуража фильмов жанра апокалипсис). Купили омуля холодного копчения в качестве сувениров с Байкала (1 кг 470 р). Возле магазина нашли информацию об отправлении маршрутки до Иркутска. Узнали из объявлений возле СЕЛЬПО что нужна массовка для съемок фильма известного французского режиссера и еще какого то фильма Безрукова. Местные были весьма взволнованы этим событием, думали, что мы на Байкал приехали ради этого. Это поэтому над нами кружили вертолеты видимо)))
Отошли от Хужира немного и заночевали на пляже. Стаи собак подтягивались к нам, устраивали канал дискавери, весна ведь. И всячески мешали нам отмечать завершение столь успешного похода. Собаки попортили палатку с одного краю. Пришлось мужчинам помечать территорию вокруг деревьев в ответ на их оккупирование территории, вроде даже сработало)))
Итог всего маршрута – 300 км, пройденных на коньках за 9 дней.Все было гладко, кроме льда!

В ежевечернем обсуждении руководитель в очередной раз хвалил нас, а Вова придумывал тосты. Конечно все тяготы похода легли на плечи мужчин. Это прокладывание маршрута на всем пути через трещины и торосы, смелость первым ступить на не внушающую доверия льдину, выбор и оборудование стоянок, укрепление палатки, решение всех вопросов с местными.
Моей задачей было не замерзнуть, вовремя кушать и ложиться спать. Конечно же я была окружена заботой и вниманием, постоянно поддержкой и помощью моего руководителя. Мне нравилось находить воду и было плохим знаком встретить меня с пустыми котелками (ведрами), когда мне не удавалось ее добыть. Даже в таких условиях с моим человеком я чувствовала себя как в отпуске. Да и компания у нас самая подходящая. Все было организовано нами и это было круто.
Мы везунчики, приехали в такой промежуток времени когда лед на озере замерз, а уезжая оттуда начал подтаивать. Говорят что Байкал в этом году очень тяжело замерзал, лед встал в феврале. По местным верованиями если озеро не замерзло — быть войне.
Байкал я увидела и запомнила таким, через защитную маску от ветра.


Возвращение.
На утро, проходя мимо Бурхана, дух приподнес мне чей то смартфон (женский как оказалось), валяющийся в траве. Подзарядив его от нашей аккум. станции на солнечный батареях, посмотрели в интернете билеты на поезд. На 25 марта билетов не оказалось, пришлось снимать в Иркутске квартиру на сутки, в чем найденный телефон нам тоже помог. Но прежде нам следовало погрузиться в маршрутку и проехать по льду. 3 дня назад хозяйка бани на мысу говорила нам, что переправу закроют на днях и мы торопились выбраться оттуда на маршрутках. Ледовая переправа представляет собой двух полоску с дорожными знаками и разрешена МЧС. И вот водитель маршрутки останавливается недалеко перед выездом на лед в намоленном месте, преподносит духу монеты, и подъезжая к переправе мы видим, что проезд запрещен – переправа закрыта. Пауза, водители двух маршруток совещаются, курят, мнутся кто поедет первым, стараются перекинуть нескольких пассажиров друг на друга. Наша маршрутка едет первой. Вот тот лед, по которому мы ехали на коньках. Странно было бы провалиться под лед здесь, завершив такой непростой маршрут своим ходом. Сергей сидит возле двери и отрабатывает план действий в случае непредвиденных ситуаций. Минут 15 и вот мы на берегу, через 4 часа будем в Иркутске. Приехали, а там дождь, настоящий весенний.
Заселившись в квартиру, написали девушке, потерявшей телефон. Так совпало, что мы проезжаем Красноярск утром 27 марта и она как раз там живет и сможет подойти к поезду. Обо всем договорились.
Горячий душ в квартире, а на утро прогулки по Иркутску. Без наших внушительных рюкзаков город уже кажется не таким негостеприимным. Прошлись по старым улочкам, поели мороженого и на вокзал, погрузились в поезд и снова отсыпаться. Вернули девушке телефон, нам в подарок денежка и горячие пончики. Вечером следующего дня нас загоревших встретил Саша, чему мы были очень рады.

Статистика

Трек маршрута http://www.gpsies.com/map.do?fileId=xflfunhyqqqonfzc
Больше фоток у Сергея http://vk.com/album151445281_213840998
Фотки в сокращенной версии у меня http://vk.com/album7556214_213892694
Видео https://youtu.be/fIU3O-MRfrQ

Итоги.
Затраты на одного:
Коньки 3800
Корыта, веревки, палки, 2000
Кайт 2000
Билеты Екатеринбург-Иркутск и обратно 8500
Питание на весь поход 2000
Транспортные расходы 1000
Баня на Ольхоне + проживание в Иркутске 1000
Прочие 1000
Итого 20 000, но это при том, что большинство туристического оборудования и одежды у нас было (ледобуры, ледоруб, палатка, спальники, пенки и т.д.)